воскресенье, 29 июля 2018 г.

Евреем можешь ты не быть, но гражданином быть обязан?

   Вообще-то речь тут пойдет о дне сегодняшнем - о принятом совсем недавно законе о национальном характере нашего государства. Законе пустом, ненужном, глупом и, тем не менее, уже вызвавшем весьма бурную реакцию.
   Но начну я издалека. С того, как в наш город приехали члены знаменитого клуба "12 стульев". Помните такой? Так вот, когда мой приятель в аэропорту взял у них паспорта для регистрации, неожиданно выяснилось, что все члены клуба с еврейскими фамилиями в паспорте значатся русскими. И только поэт-пародист Иванов оказался евреем.
   Это не анекдот. Это жизнь, заставлявшая нас идти на такое, чтобы пробиться в сферы, куда доступ евреям был ограничен, или вообще закрыт. И, поэтому, я прекрасно понимаю тех, кто, попав в Израиль, не желает теперь поступаться ничем, что должна давать принадлежность к национальному большинству. Мы - евреи, живущие в еврейской стране и должны пользоваться теми же преимуществами, которыми там пользовались русские!
   Стоп. А где написано, что мы евреи? Там национальность писалась в паспорте. Здесь в удостоверениях личности значится (сейчас уже по желанию) религиозная принадлежность. А в паспортах для выезда за границу, мы и вовсе значимся гражданами государства Израиль. Все! Ну и как будем делиться, - для кого этот закон писан, а для кого - нет?
   Кстати, попробуйте как-нибудь, находясь за границей, задать тамошним обитателям вопрос: люди какой национальности живут в Израиле? Первый ответ, который вы получите, будет - евреи. Более сведущие, - назовут еще арабов. Сами арабы, кстати, тоже первым долгом назовут евреев. Возможно обзовут сионистами, а само государство - сионистским образованием. Но сути дела ведь это не меняет: для всех в этом мире Израиль - еврейское государство. Так было записано в Декларации независимости и так считают все - и враги, и друзья. А раз так, то кому тогда понадобился этот нелепый закон?
   Но давайте вернемся к вопросу о паспортах. Почему там все-таки не написано, кто еврей, а кто нет? Да потому, что нет и четких критериев, определяющих кто еврей, а кто - нет. Даже по Галахе. А любая попытка ввести такие критерии, тут же вызовет раскол в обществе. Недавно, например, на одной из виноделен, целый скандал образовался из-за евреев из Эфиопии, которые оказались недостаточно "кошерными", чтобы участвовать в процессе производства вина, претендующего на высокую степень кошерности. В этом случае, допустим, администрация винодельни перестаралась. Но ведь и сама эфиопская община зачастую не в состоянии определиться, кто из них настоящий еврей, а кто нет: несколько тысяч человек уж сколько времени ждут отправки в Израиль, и одна часть общины требует, чтобы их привезли, а другая, - чтобы их ни в коем случае не привозили, так как они не евреи. И вот вопрос на за засыпку: если их все-таки привезут, кем они тут будут? Евреями? Ха! Эфиопами они тут будут. Как и все члены их общины. Даже те, кто по критериям отбора в ту винодельню, получил бы высший бал "кошерности".
   Оглянитесь вокруг, и вы вряд ли найдете в своем окружении хоть одного еврея. Там, в стране исхода, они действительно были евреями. Здесь все они стали русскими, марокканцам, эфиопами ... Сами русские внутри тоже поделились на украинцев, кавказцев, бухарцев ... Даже если человек будет одет, как религиозный еврей, он все-равно окажется каким-нибудь литваком.
   Ну и как в такой обстановке мы будем определять, кто еврей, а кто - нет? Опять возьмем в качестве критерия религию? Но, в этом случае, в евреях окажется лапсердачник, не желающий защищать страну, а русский парень, ее защищающий, у которого только папа еврей по Галахе, будет не евреем. То есть, это как бы уже будет не его страна, но он все-равно обязан будет ее защищать.
   Определяя Израиль, как национальный дом еврейского народа, мы просто обязаны определить, и кто к этому народу относится. Без этого этот закон гроша ломаного не стоит. А с этим определением, - вызовет в нашем "еврейском", и без того не слишком едином обществе, такой раскол, какого и враги нам не пожелают. Ну, и тогда, спрашивается, зачем он нужен, этот закон?
   Ах да, я ведь совсем забыл! Мы ведь в этом законе большой кукиш арабам показали: был их язык государственным, наравне с ивритом, а теперь - шиш! Однако, за время, прошедшее с момента принятия закона, у меня сложилось впечатление, что они как-то не очень этим огорчены. А чего им огорчатся? Был язык государственным - стал особым. Но больше, кроме названия, ничего ведь не изменилось и не изменится. Там, где это необходимо, все таблички и указатели останутся на арабском языке. Все учреждения, имеющие дело с арабским населением, по-прежнему будут переводить документы на арабский язык - потому, что это, не в последнюю очередь, нужно им самим. В арабских школах основным языком обучения останется арабский. Но иврит там тоже будут преподавать, поскольку понимают, что в стране, где большая часть населения говорит на нем, без этого не обойтись.
   Так в чем же тогда фига? В том, что они теперь неравноправны с нами, евреями? Так они и раньше не считали себя равноправными, хотя и получал все услуги от государства наравне с нами. Кстати, очень показателен тот факт, что арабские депутаты далеко не сразу начали протестовать против этого закона. Они явно не могли сообразить, против чего они должны протестовать, если фактически все, кроме названия, осталось прежним.
   Зато этот закон очень обидел тех, кто как раз считал себя равноправными - друзов. Статус арабского языка был им до лампочки и религия у них тоже своя. Но они были уверены, что 70 лет совместной борьбы дает им право быть равными нам во всем. А вместо этого им указали на угол, предназначенный для всех остальных. И я не думаю, что особый статус, который им сейчас предлагает Натаниягу, что-то исправит. Он, конечно, отделит их от всех остальных, возможно даже даст льготы, которые не имеют и сами евреи, но равными все-равно не сделает. И хуже всего то, что это подтолкнет к действиям и другие меньшинства, которые прежде не претендовали на особые права, но теперь тоже сочтут, что имеют право это делать. Бедуинов, например, многие из которых, так же, как и друзы, из поколения в поколение служат стране. Да и тех же арабов, которые могут ведь объявить, что и они хотели бы служить стране, как друзы, но им не дают. И что прикажете делать тогда?
    Увы, но перечисленные выше проблемы всегда сопутствуют всем законам, носящим националистический характер, в какой бы стране их не принимали. Всегда нужно очень четко определять статус национального большинства (прежде всего, кто к нему относится) и права национальных меньшинств. И тем не менее, как бы четко не был проведен этот водораздел, всегда у обеих сторон остаются причины для недовольства. Поэтому во всех цивилизованных странах давно отказались от подобной практики. Во Франции государственный язык - французский и за его искажение там могут даже в тюрьму посадить. Но французы там - лишь одна из национальностей, а вместе они составляют нацию, именуемую "граждане Республики Франция". Я не понимаю, почему у нас должно быть иначе.
    Но куда больше меня беспокоит то, почему этот закон надо было принимать именно сейчас, второпях, не сопроводив его кучей подзаконных документов, не оставляющих даже малейшей щелочки для двоякого толкования. Скажете: время такое, что приходится торопится, враг у ворот. Да враг у ворот. И перед его лицом нам нужно сплотится. А этот закон, в таком виде, нас наоборот разъединяет - делит на евреев и не евреев, на арабов, друзов, бедуинов и так далее.       Делит, вместо того, чтобы объединить в одну нацию под названием "граждане государства Израиль". Вот такой объединительный закон нам действительно нужен. Пусть там будет сказано, что единственный государственный язык страны - иврит, но остальные народности имеют право развивать и изучать свои языки. Пусть там будет сказано, что это государство является домом еврейского народа и любой еврей в соответствии с законом о возвращении может стать его гражданином. Но все, ставшие гражданами, а не только евреи, имеют равные права и обязанности. Тебя это не устраивает? Тебе не нравится политика государства, которое вот уже 70 лет находится в состоянии войны с твоими соплеменниками? Нет проблем - отказывайся от гражданства и от всех прав, которое оно тебе дает. Решил не отказываться? Тогда исполняй и обязанности. Все.
   Вот какой закон нам действительно нужен - закон о гражданстве, а не о национальном его характере. Национальный характер формируется сам. Без всяких законов. Если это действительно характер.
   Ну и, последнее. Я ведь не зря начал с рассказа о том, как наш город посетили члены клуба "12 стульев". Так вот, некоторое время тому назад в Иерусалиме в одном из автобусов был убит еврей. Его приняли за араба. Увы, бьют действительно не по паспорту, а по лицу. Поэтому не надейтесь, что закон о национальном характере государства сделает вашу жизнь во враждебном окружении чуть полегче. Скорее наоборот.
 

Комментариев нет:

Отправить комментарий