суббота, 15 сентября 2018 г.

Чего нам ждать от Трампа: фарса, или трагедии?

   Это кадр из какого-то фильма о Древнем Риме. Так тогда было принято приветствовать.
   Ну, а это - снимок документальный. И когда он сделан, - вряд ли стоит уточнять. Но и сравнивать эти два приветствия, я тоже не собираюсь. Это сделали давно. И без меня. И пришли к выводу, что никакой связи тут нет. Потому что, римляне в своем приветствии пальцы растопыривали, а фашисты - нет. Правда, родословную своих рейхов (созданный им - был третьим по счету) Гитлер вел все-таки от Римской империи. Но от той, которую уже возглавлял германский император. Так что, опять-таки, - никакой связи.
   А это - Трамп. Но тут уж, тем более, никакой связи. Так нынче приветствуют свой народ многие политики - и правые, и левые, и те, которые по центру. Просто, в какой-то момент мне показалось, что Трамп отдаленно напоминает скульптурные изображения одного из самых известных римских императоров - Нерона. Именно - показалось. Но побудило еще раз перечитать "Иудейскую войну" Фейхтвангера. Почему побудило? А Бог его знает, почему! А почему самому Фейхтвангеру пришло в голову написать эту книгу накануне прихода Гитлера к власти? Чего он боялся? Почему именно тогда решил напомнить всем, как зверски римляне расправлялись с евреями?
   Кстати, начинается "Иудейская война" именно с Нерона. И выглядит он там по отношению к евреям совсем не так плохо, как принято считать. Ну, как любящий, но строгий папаша к своим неразумным детишкам. А как иначе? Он ведь импереатор, а они - подданные. Должны боготворить, слушаться, почитать. А они, видите ли, сами хотят решать, как им жить. Он их обороняет, защищает, дороги для них строит, а они налоги не хотят платить, которые идут на эти же дороги и защиту. И памятники ему не хотят ставить, потому что их религия это запрещает. "Не сотвори себе кумира" - такова одна из основных заповедей, предписанных им их Богом. Но разве это повод уничтожать произведения искусства, изображающие людей и животных?
   Нерон в ту пору буквально боготворил искусство. Греческое, понятное дело. Он считал себя непревзойденным актером и ездил по Греции с выступлениями. И именно там к нему поступила жалоба от греков, проживающих в Кейсарии, на притеснения со стороны евреев. Проблемы у евреев с греками были и до этого. И не только в Кейсарии, а практически везде, где они проживали бок о бок. Доходило и до серьезных столкновений, до резни и погромов. Но тут, что называется, нашла коса на камень. Нерон ведь, напомню, был в Греции, от граждан которой ждал признания своих талантов. Кроме того, он планировал очередной военный поход, в котором важная роль отводилась Иудее. Ну и вообще, ему уже к тому времени основательно надоели неблагодарные евреи, которые повадились бунтовать по любому поводу.
   В общем, он решил наказать евреев, проживавших в Кейсарии. И способ для этого избрал изощренный. В сущности это была самая настоящая провокация. Причем, провокация с прицелом на будущее. Хотя я и не думаю, что он хоть на секунду предполагал, что это вызовет войну, которая не только уничтожит еврейское государство, но, в конечном итоге, и саму Римскую Империю, а заодно и перевернет весь мир.
    В Кейсарии тогда, как и во многих других городах Римской Империи, городские власти были выборными. Но действовал имущественный ценз, который давал на выборах больше прав богатым. Ну, а так как богатыми там были в основном евреи, то именно они и руководили городом, не считаясь при этом с греческой частью населения. Они, например, мешали им исполнять религиозные обряды (уничтожали статуи богов, которым они молились, что особенно возмутило Нерона) и, при этом, значительную часть собранных с них налогов направляли на содержание храма в Иерусалиме.
  В качестве наказания за все это Нерон приказал отменить имущественный ценз. В результате город оказался под властью греков, что тут же привело к столкновениям на религиозной почве, после чего, запылала уже вся страна. Причем, о греках, как о поводе, с которого все началось, очень быстро забыли. Воевать между собой начали именно евреи, разделившиеся, как и сейчас, на тех, кто требовал неукоснительного исполнения религиозных предписаний, и тех, кто, например, не считал скульптурное изображение птички, сидящей на ветке, вызовом богу. Это разделение возникло задолго до событий в Кейсарии и к тому моменту дошло до того, что в стране фактически были уже две власти: религиозная - в Иерусалиме, и светская - в Тверии. Но, как это всегда бывает в гражданских войнах, обе власти очень быстро потеряли власть над своими армиями и война приобрела революционный характер, когда одни шли в бой под лозунгом "грабь награбленное", а другие - пытались это "награбленное" защитить от разграбления.
   Один бог знает, чем бы это все закончилось, но в дело, и опять не к стати, вмешался Рим. Вмешался именно на стороне светской власти - единственно законной с точки зрения Рима. И гражданская война тут же превратилась в отечественную.
   Парадокс, однако, заключается в том, что Рим в тот момент еще не расценивал то, что происходило в Иудее, как полноценную войну против его владычества. Для него это была обычная полицейская операция по наведению порядка. Поэтому задействован в ней был всего один легион, который к тому же повел себя очень странно: подступил к Иерусалиму, начал осадные работы, но потом, вдруг, снялся и ушел. И, конечно, это было расценено, как вмешательство Бога Израиля, вставшего на защиту своих детей. И, конечно, повстанцы, окрыленные этим, ринулись в погоню за несчастным легионом. Он был уничтожен. Весь. Включая, сдавшихся в плен. А потом была взята и разрушена Тверия - оплот светской власти. И там с пленными тоже не церемонились.
    Жестокость порождает жестокость. Даже если творится от имени Бога. Тот несчастный легион вряд ли смог бы взять Иерусалим и, тем более, его уничтожить. А Бог Израиля, очевидно, хотел именно этого. Он хотел наказать своих детей за немыслимую гордыню, которая их обуяла. Месть Рима была воистину страшной. В Тверии они вырезали всех евреев, не разбираясь на чьей они стороне. К Кинерету долгое время невозможно было близко подъехать - такая стояла вонь от разлагавшихся трупов. Зато рыба там потом водилась исключительно упитанная, но ее мало кто ел.
   Потом настала очередь Иерусалима. Его очень долго держали в осаде. Поэтому большая часть населения умерла от голода и от жажды. Их даже не хоронили - сбрасывали трупы в овраг. Кто не хотел такой участи - сам рыл себе могилу, ложился в нее и ждал смерти. Или можно было уйти к римлянам. Доходяг выпускали из города, но за воротами их ждала не менее мучительная смерть на кресте.
   Служения в Иерусалимском Храме продолжались вплоть до момента штурма. Но в последний день, как пишет Фейхтвангер, не были принесены жертвы - жертвенных животных отобрали и съели главари повстанцев, оборонявших город. Их религиозность к тому времени уже куда-то улетучилась. Они даже на сам храм водрузили катапульту, что потом позволило римлянам, когда их обвиняли в сожжении Храма, оправдываться тем, что это был уже военный объект.
   Гордыня ... Вот что, спрашивается, двигала этими людьми, если не гордыня? Они ведь не защищали Храм, который и защищать-то не было нужды - римляне, при иных обстоятельствах, не стали бы его жечь. И город не стали бы уничтожать. И жителей. Свою славу  победителей Рима, - вот что они на самом деле защищали на стенах города. И именно ей, своей гордыне, они принесли в жертву и Храм, и город, и тысячи еврейских жизней.
   Нет, я не про то, что город нужно было сдать, не доводя дело до крайности. Скорее уж следовало вообще не доводить дело до войны с гораздо более сильным противником. Но я и не про это. Я про то, что должна же существовать грань, за которой жертвы ради любой, даже самой высокой цели, перестают быть оправданными?
   Кстати, у Фейхтвангера один из героев - иудей, крестьянин, участник войны, - говорит, что поводом для нее стали не религиозные разногласия, а цены на хлеб, вино и масло. Но этот герой уже из другой книги - написанной после войны. И действие в ней происходит тоже после войны - той, Иудейской, когда также, как и после этой, главным был вопрос: почему? Почему в этом мире, так далеко ушедшем в развитии от времен Римской империи, евреев опять принялись уничтожать? За что? Из-за религиозных предрассудков? Тогда, это действительно страшно. Пусть уж лучше из-за хлеба, вина и масла.
    И еще встал вопрос: что делать? Как сохранить уцелевший народ и не допустить, чтобы такое произошло опять? Ответом на все эти вопросы вроде бы стало создание государства Израиль. Но не получилось ли в результате, что мы, сделав круг, вернулись к тому, что было до войны Иудейской?
    Наверное, это преувеличение. Но очень уж все похоже. Во всяком случае, как и тогда, наш главный враг - не за пределами страны, а внутри нее - в нас самих. Мы по-прежнему спорим о том, что важнее изучать Тору, или защищать страну с оружием в руках. Также, как и тогда, наша крохотная страна разделена на многочисленные общины, на светских и религиозных, на богатых и бедных. У нас у всех есть общий враг, но даже по отношению к нему мы уже теперь не всегда едины.
    Что же касается Римской Империи, то ее роль нынче успешно исполняют США. Они, безусловно, наш лучший друг и защитник. Но ведь и Римская Империя очень долго была другом и защитником Иудеи. Пока это не стало мешать ее интересам. Поэтому и Трамп, хотя и не слишком похож на римского императора Нерона, запросто может им стать, если будут затронуты интересы США. Ну, например, если Израиль откажется мириться с палестинцами на его условиях. В общем-то, по большому счету, Трампу плевать и на Израиль, и на палестинцев. Но у него большие планы - он сколачивает арабскую коалицию против Ирана. Ему нужна большая война в регионе, которая позволит увеличить продажи оружия, а также сланцевой нефти и сжиженного газа. А для этого нужно снять с повестки дня палестинскую проблему. И он это сделает, даже если для этого придется пожертвовать интересами Израиля.
Вопрос только в том, как к этому отнесется сам Израиль. Не расколет ли его это также, как тогда Иудею?
    Я вас огорчил? Вам хотелось надеяться, что Трамп истинный друг Израиля? Увы. Он прежде всего Президент США. И прежде всего должен заботится об интересах своей страны. И в этом плане он ничем не отличается от того же Обамы. Они просто один и тот же вопрос пытались решить разными методами. Обама пытался подтолкнуть Иран к войне с арабами, сняв с него санкции. Трамп пытается сделать то же самое, но уже через арабские страны. Что же касается Израиля, то для него, как всегда, главное - уцелеть, оказавшись между молотом и наковальней.
Ну, или блестяще сыграть роль Фигаро, если трагедия на сей раз обернется фарсом.
 
   

Комментариев нет:

Отправить комментарий