суббота, 23 марта 2019 г.

Кто там шагает правой? Шагайте, используя обе ноги!




   Я приехал в Израиль на волне Осло, когда всем рулила "Авода", а "Ликуд" прозябал где-то далеко справа. Мне он не нравился. Но и за "Аводу" я не голосовал, хотя руками и ногами был за мир с арабами. Мне уже тогда казалось странным, что деление на правых и левых в Израиле определяется отношением к арабам. Во всем мире, даже в странах тоталитарных, во главу угла тут ставилась экономика. Грубо говоря, если ты за всяких там фабрикантов, то ты - правый. А если за рабочих, - то левый. "Авода", если судить по названию, - партия рабочая. "Ликуд" - народная. Но и та, и другая, как казалось мне, человеку, прожившему большую часть жизни в государстве тоталитарном и о демократии знавшем только по книжкам, куда больше думали не о собственном народе и важной его составляющей - рабочих, а об арабах, от которых вроде пытались отделиться. И особенно меня удивляло, что забравшись на Олимп, обе эти партии зачастую делали по отношению к арабам крутой поворот и фактически перенимали идеологию противника.
   Вот я и не спешил выбирать. Тем более, что и времени на адаптацию мне отвели совсем немного - уже через несколько месяцев убили Рабина, а Перес выборы проиграл. Мне, в отличии от большинства израильтян, обладающих правом голоса, Перес нравился. Но очень быстро выяснилось, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Жизнь текла так, словно ее совершенно не касалась чехарда на Олимпе. Время от времени кто-то взрывался и тогда замедлялась скорость строительства жилья для олим, важную роль в котором играли арабы. Этим, конечно, были недовольны не только репатрианты, но и те, кто очень неплохо зарабатывал на этом строительстве.
   Однажды смертник взорвался метрах в двухстах от меня. Но я не сразу понял, что произошло. Просто "Бум" -  и отключилось электричество. А на нашего бухгалтера, как раз в этот момент выходившего из вагончика, где был его кабинет, обвалился козырек.
   Дошло до меня, что это теракт, когда мимо побежали арабы-строители, ожидавшие неподалеку своих работодателей. Бежать им в общем-то было некуда - за нами дорога упиралась в деревья старого сада, ожидавшие вырубки. Но они все-равно бежали.
    Обратно их увозили уже в полицейских фургонах, а наш бухгалтер грозил им в след кулаком. Но через несколько дней, когда арабы вернулись, он уже опять не обращал на них никакого внимания. Зато, опасаясь повторения случившегося, наблюдал за ними я. И потому стал свидетелем того, как порою работодатели, вместо денег, рассчитываются с ними ударами по морде. За дело, наверное, потому что, как я позже убедился на собственном опыте, работники из арабов неважные. Не из всех, конечно.
   В ту пору работал со мной вполне адекватный парень из Газы. Каждую пятницу, когда я отвозил его на КПП, он обязательно просил остановиться у магазина, где покупал несколько бутылок сухого вина. У него там, в Газе, как он рассказывал, были друзья-евреи из поселения, с которыми он и пил это вино вечером у моря.
   Так вот, тогда намечались уже очередные выборы. На высокий пост претендовали "левый" Барак и "правый" Натаниягу. Ну я и решил провести индивидуальный опрос по принципу "если бы".
   - Если бы, - говорю этому парню, - ты был бы гражданином Израиля, то за кого бы ты голосовал - за Барака, или за Натаниягу?
   - За Натаниягу, - ответил он не задумываясь.
   - Как же так, - говорю. - Он же против вас, арабов? Он же не хочет, чтобы у вас было свое государство?
   - Ну и хорошо! - отвечает он. - Не нужно нам свое государство. Нам с вами в одном государстве жить будет лучше, чем в своем.
   Ну и как тут было выбирать, если даже сами арабы были за Натаниягу?
   Между прочим, примерно в это же время Арафат бросил в народ лозунг: если каждая арабская женщина родит десять детей, мы победим евреев без всяких терактов! Сейчас он наверное ржет в своей могиле, потому что все, кто каждую пятницу прорывает ограждения в Газе, пускает шары и жжет покрышки, кто закидывает камнями машины с израильскими номерами, поджигает с таким трудом выращенные леса, нападает с ножницами на стариков, - все это и есть дети Арафата. Им плохо там, в своем государстве и они хотят сюда, к нам.
   Ну и как нам быть? Пустить - с перспективой, что их рано или поздно станет больше, чем нас? Или продолжить возводить заборы, эффективные, как считает Трамп, на 99,99 процентов, но из-за которых запросто можно пулять ракетами и минами?
   Безусловно есть среди нас и такие, кто до сих пор верит в возможность третьего пути - ну там, трансфер, или даже ... Но палестинцев ведь уже около трех миллионов. И куда такое количество деть? И кто нам даст их куда-то деть? Рядовой обыватель может, конечно, плюнуть на мировое общественное мнение, а вот политик, даже самый правый - вряд ли. За такие вещи, как показал пример Сербии, могут ведь и в тюрьму посадить. Надолго.
    Так что, на самом деле, есть только два пути. А если быть до конца честным, то и вовсе один. Лозунг: "Своей земли не отдадим ни пяди!", - хорош для предвыборных баталий, когда требуется перетащить на свою сторону обывателей, уставших от обстрелов и терактов. Но взобравшись на Олимп, "Ликуд" будет делать абсолютно то же, что и так называемые "левые". Разница будет только в нюансах, которые неискушенный глаз даже не заметит. Я даже рискну предположить, что отдадут они больше, чем "левые", ибо "правым" наш народ почему-то готов прощать куда больше, чем "левым".
    Кстати, вы случайно не знаете, почему? Вот сейчас "Ликуд" по опросам опять набирает больше других, хотя за годы его правления жить нам стало только хуже. Хуже стало в том числе и с безопасностью. Испарилось то, что военные именуют "фактором сдерживания". То есть, говоря простым языком, арабы перестали нас бояться. Ну, - это черт с ними. Куда страшнее то, что мы сами утратили чувство защищенности. Добилось этого "правое" правительство под мудрым руководством Натаниягу и, тем не менее, виноваты в этом почему-то "левые". Ну да, это они инициировали Осло, с которого все и началось (хотя, повторяю, в альтернативе было лишь единое государство, в котором сейчас мы уже были бы на равных с арабами). Но разве Осло отменяло необходимость заботится о безопасности, о том, чтобы на территории не попадало оружие, а оттуда не приходили террористы? И разве не этим должны были в первую очередь заниматься правые правительства, которые по большей части руководили страной после Осло?
    У нас дикие цены на продукты и одежду. 400 шекелей за кроссовки для ребенка, который и ходить-то толком еще не научился, - это сумасшествие. Крохотная квартирка на периферии за "цену для новосела", за которую в Европе чуть ли не дворец можно купить, - это издевательство. Многочасовые очереди в приемных покоях больниц и детские сады, в которых приходится устанавливать камеры, чтобы предотвратить издевательства над детьми. Дорожно-транспортные происшествия и несчастные случаи на предприятиях и стройках, в которых уже сейчас гибнет куда больше людей, чем от терактов и ракетных обстрелов. Бандиты, которые прямо на улицах взрывают и отстреливают конкурентов, нередко попадая и в случайно подвернувшихся людей. Все это не "левые", которых уже давно отодвинули от власти. Все это - "Ликуд", Натаниягу и компания.
    Только не надо мне втулять, что им просто нет альтернативы. Альтернатива есть всегда. Лучше скажите честно, что вы просто боитесь перемен, боитесь, как бы не стало хуже. Но куда уже хуже? Может стоит надеяться, что станет лучше?
    И для начала неплохо бы нам вообще отделаться от привычки делить политиков на правых и левых. Левый у нас - "Мерец". Все остальные - прагматики, которые меняют позицию в отношении арабов в зависимости от ситуации и гибкости собственного позвоночника. В принципе их всех вполне устраивает нынешнее положение, которое позволяет валить на арабов вину за внутренние проблемы, которые они не способны решить сами. Поэтому, что бы они не говорили сейчас, взобравшись на Олимп, они  по возможности не станут ничего менять.
    Если их к этому, конечно, не принудят. Трамп, например, которому так же, как и всем его предшественникам очень хочется прославиться, разрешив самую застарелую мировую проблему. И в этом своём стремлении он вряд ли станет считаться с амбициями лидеров израильской политики (впрочем, как и палестинской). То есть, кто бы не возглавил израильское правительство, ему придется считаться еще и с интересами Трампа, у которого скоро свои выборы и который тоже должен преподнести избирателям хоть что-то.
    Но, вообще, может хватит ставить во главу угла арабскую проблему? Попробуйте оценить предвыборные программы наших политиков  по их отношению к тем проблемам, которые я перечислил выше. И если вам так уж люб "Ликуд", то почему бы его не иметь в сочетании не с Натаниягу, а с Исраэлем Кацем? Его, конечно, сейчас вовсю кроют за линию между Тель-Авивом и Иерусалимом, которую он явно поторопился запустить. Но согласитесь, что все его предшественники, как правые, так и левые, вместе не сделали для развития транспорта и сотой доли того, что сделал он.
    Исраэль Кац - это я так, для примера. Чтобы было понятно, что альтернатива все-таки есть и как ее следует искать. Тут, в общем, все достаточно просто: руководствуйтесь не тем, что политики говорят и обещают, а тем, что они сделали. Если они, конечно, не новички, как Ганц. С Ганцем все несколько сложнее - ему пока приходится верить на слово. Лично мне это делать очень не хочется. Он ведь не первый, кто на моей памяти пришел в политику фактически из ниоткуда, и никто из этих новичков не сделал для Израиля ничего хорошего. Но в альтернативе ведь Натаниягу и компания, которые за десять минувших лет прекрасно продемонстрировали, на что способны. Так что, хочешь-не хочешь, а придется выбирать из двух зол. И хрен его знает, какое из них меньшее. Потому что, если победит Натаниягу, то правительство будет абсолютно такое, как и было. И, значит, опять Леберман может сцепится, например, с ШАСом. И что, опять выборы?
   Примерно то же самое и с Ганцем: он будет вынужден сформировать правительство, либо - с арабами, либо - с тем же ШАСом, Либерманом и т.д.
    Впрочем, есть ведь и третий вариант - если Ганц сформирует правительство вместе с Ликудом. В этом случае обе эти партии избавятся от рэкета со стороны мелких партий и смогут наконец заняться тем, что нужно всему народу Израиля, а не отдельным его группам. Той же арабской проблемой, за каждый крохотный шажок в решении которой сейчас приходится платить тому же ШАСу; проблемой транспорта, работой предприятий и магазинов по субботам, гражданскими браками и много еще чем, что нужно одним, не нужно другим, но, по большому счету, необходимо всем.
    Однако, этот третий вариант может осуществится, только если уйдет Натаниягу. С Натаниягу Ганц не будет сотрудничать ни при каких обстоятельствах. И винить за ото следует самого Натаниягу (ну, или его сотрудников), который с первого дня избирательной кампании ведет борьбу с Ганцев исключительно нечистоплотными методами. Судя по всему, он очень боится проиграть и потому, фактически делает все, чтобы наверняка проиграть.
    А нам что делать, в таком случае? Ведь кого-то выбирать все-равно надо?
    Увы, надо. И единственный совет который я могу дать - перестаньте делить партии на левых и правых. У каждого из нас ведь тоже есть правая рука и левая, две разные ноги, два глаза и два уха. Но все они лишь части одного организма, которые используются по назначению по мере необходимости. Вот и в государстве должно быть так. Конечно, - в нормальном государстве. Наше, увы, пока таковым назвать нельзя. Но можно таковым сделать. Мы можем сделать. Если будем голосовать не за милую нашему сердцу партию, лидер которой говорит на одном с нами языке и обещает льготы нашим бабушкам и дедушкам, а за одну их крупных, в программе которой интересы общенациональные и, главное, у которой есть реальные возможности все это осуществить. Ну а с какой ноги она сделает первый шаг в этом направлении, - какая нам, в сущности, разница?

Комментариев нет:

Отправить комментарий