суббота, 11 августа 2018 г.

Как Сталин стал Сталиным

   Можно я, для начала, задам один провокационный вопрос? Вот если бы выборы проходили сейчас и в них бы участвовал Сталин, отдали бы вы за него свой голос? С учетом того, что вы уже знаете о нем и о его методах руководства? Заметьте, я не осуждаю и не превозношу эти методы. Я просто констатирую, что они были. И, кстати, несмотря на эти методы, к нему очень уважительно относились и Рузвельт, и Черчилль. И Рузвельт, - даже более уважительно, чем к Черчиллю.
   Но я также констатирую, что методы эти трудно было назвать приятными для окружающих. Сталин был исключительно самоуверенным человеком. Не то, чтобы он вообще не считался с чужим мнением, но во всех случаях, о чем бы не шла речь, последнее слово всегда оставалось за ним. Он уважал специалистов, но все-равно считал, что в любом вопросе способен разобраться лучше любого из них.
   Все это, конечно, не могло не привести к ошибкам и жертвам. Но речь сейчас не о том, оправданы они были, или нет. Речь о том, как такой характер мог сформироваться у человека, выросшего в среде, которая этому никак  не способствовала. Восточная страна, где покорность людей вколачивалась с детства. Бедная семья с отцом-деспотом. Семинария, где покорность была возведена в принцип. Как на такой почве мог вырасти диктатор?
   Впрочем, может как раз на такой почве они и вырастают?
   Но там, на Кавказе, он все-равно еще не такой самоуверенный. Даже несмотря на все эти эксы, которыми он то ли занимался, то ли - нет. А уж попав к Ленину за границу и вовсе ведет себя, как слепой кутенок: языка не знает, из-за этого зависит от других - какая уж тут самоуверенность! И дальше, в революционно борьбе, все время тыкается куда-то не туда, из-за чего постоянно получает нагоняи от того же Ленина. Но вроде даже не обижается. Вы знаете, что он был категорически против Октябрьского восстания? Восстания, которое, в конечном итоге, сделало его великим диктатором?
   Так когда же он стал тем Сталиным, которого мы знаем - самоуверенным тираном, которым во всем разбирался лучше самых лучших специалистов? Какое событие сделало его таким, если даже революция не смогла?
   Мне кажется, что произошло это в Царицыне. Но прежде, чем перейти к описанию этого события, я должен оговорится. В интернете есть множество документов, так или иначе связанных со Сталиным. Ест и целая книга, где значительная часть этих документов изложено в хронологическом порядке - получилось что-то вроде документальной биографии. То, о чем пойдет речь, основано на этих документах - я просто пересказал их своими словами.
   Сталин приехал в Царицын по поручению Ленина - добывать хлеб. Положение у большевиков тогда было - хуже некуда. Контрреволюция перла из всех щелей. Но куда страшнее был голод. Так что, получалось, что именно от Сталина зависело в тот момент, удержатся ли большевики у власти, или нет.
   И вот представьте себе, приезжает он в Царицын и видит такую картину: хлеб действительно есть. И вагоны с паровозами, чтобы вывезти его, - тоже есть. И те, кто мог бы погрузить этот хлеб в вагоны. И даже машинисты с кочегарами. Но хлеб не везут - не хотят, и все тут. И пойди попробуй их заставь. У него на руках мандат Ленина. В городе пока еще Советская власть. Но ее представители плевать хотели на этот мандат: тебе нужно - ты и организовывай вывоз.
   Организовывать? Вот что он всегда действительно умел и любил делать. И когда требовалось организовать "эксы", забастовки и демонстрации; и позже, став владыкой. Найти людей и приказать им сделать. И пригрозить: если не сделаете! И обнадежить: когда сделаете ...
    Собственно говоря, они все там были великими организаторами - организаторами наших побед. Зачастую весь вопрос сводился только к тому, какой организатор над кем должен был главенствовать. Труднее было с теми, кто эти победы должен был добывать собственными руками, головой, а порой, - и ценой собственной жизни. Но в Царицыне этого добра еще хватало. Не хватало как раз людей с мандатами, которые знали бы, что им нужно и готовы были взамен обеспечивать исполнителей тем, что нужно им.
   Так что, подчиненных Сталин нашел себе быстро. И хлеб поехал к голодающим рабочим. Вот только, продолжалось это недолго. Ровно до тех пор, пока белые не перерезали пути поступления хлеба в сам Царицын. Наверное, для любого другого организатора это стало бы уважительной причиной для прекращения исполнения возложенных на него обязанностей. Но не для Сталина. Он идет к военным и требует, чтобы они открыли дорогу. Ему объясняют, что это невозможно, что у белых столько-то сил и, по военной науке, чтобы их отбросить, нужно столько-то войск, а у них и половины требуемого количества нет. Но Сталину наплевать на военную науку. Он в ней ничего не понимает. У него приказ Ленина - доставить хлеб. И приказ этот должен быть выполнен любой ценой.
    С этого момента берет начало нелюбовь Сталина к профессиональным военным, которую он пронес через всю свою жизнь и кульминацией которой стало массовое уничтожение командного состава Красной Армии накануне Великой Отечественной войны. И с этого момента вспыхивает ярким пламенем ненависть между Сталиным и Троцким - до этого она лишь тлела. Они жалуются друг на друга Ленину, выбивают себе особые полномочия, отменяют приказы друг друга, арестовывают и расстреливают людей, которые не исполняют их приказы. Длится это довольно долго. Но в конце-концов Сталин берет верх. Он приезжает в штаб обороны Царицына. На руках у него мандат, обязывающий военных отбросить белых, освободить дорогу. Троцкого в Царицыне уже нет. Остальные штабисты смотрят на него, как на идиота. Какой хлеб? Белые уже на подходе! Вот-вот Царицын возьмут! Идет эвакуация! Считаете, что город надо оборонять? Ну, так езжайте сами на позиции и организовывайте оборону! А у нас приказ отступать!
   И, опять таки, разве это не уважительная причина, чтобы плюнуть на все - и на хлеб, и на запоздавший мандат. Ленин не хотел ссорится ни со Сталиным, ни с Троцким и, вместо того, чтобы занять конкретную позицию, пытался их мирить. Между тем, речь тут шла не о взаимной неприязни, а о тактике ведения боевых действий. Троцкий поддерживал военспецов, которые пытались воевать по науке. Но наука эта уже устарела - шла другая война - гражданская, предъявлявшая иные требования. У обеих сторон не хватало сил для создания сплошных линий фронта. Соответственно, первостепенную роль стали играть мобильные отряды, ударные группы, опирающиеся на железные дороги, артиллерия. Не скажу, что Сталин все это понимал, а Троцкий - нет. Просто сама ситуация отбросили их в разные стороны: Троцкого - на сторону военспецов, Сталина - на сторону этих самых мобильных, практически партизанских отрядов, которые как раз и помогали ему в вывозе хлеба. Троцкий и его военспецы, - со временем поймут свои ошибки и научатся воевать по-новому. А вот Сталин... Сталина те царицынские события, как раз и наведут на мысль, что он в любой проблеме способен разобраться лучше любых спецов.
   А было это так. Он приехал на передовую и там ему наглядно продемонстрировали белые войска, идущие парадным маршем на Царицын. И подтвердили, что остановить их и, тем более, отбросить, - нет никакой возможности. Тут, самое время напомнить, что у Сталина на тот момент не было абсолютно никакого военного опыта и абсолютно никаких военных знаний. Он даже ни одной военной книжки не прочитал. Поэтому, можно только гадать, почему он спросил, есть ли у обороняющихся пушки. Оказалось, что есть. И даже довольно много - около двухсот. Только все они разбросаны по различным участкам обороны.
   Не знаю, как там было на самом деле, но читая о тех событиях, я всегда представлял себе, как Сталин в этот момент оборачивается и говорит:
   - Товарищ Буденный! Обеспечьте доставку!
   Не уверен, что товарищ Буденный на самом деле там был. Но пушки доставили. И они открыли ураганный огонь по противнику. И противник бежал, в очередной раз не взяв Царицын.
    Между прочим, как я прочитал в книжке одного из военспецов того времени, это был на тот момент чуть ли не первый в военной практике случай массивного использования артиллерии против войск противника. До этого ее никогда не концентрировали в таких масштабах в одном месте. В следующем году Царицын все-равно сдали, хотя и ненадолго. Но, в любом случае, разве это не дало повод Сталину думать, что он умнее всех военспецов вместе взятых? Жаль только, что потом, в Великую Отечественную, страна, увы, и расплатилась миллионами жизней за родившуюся тогда у него самоуверенность.
   

Комментариев нет:

Отправить комментарий